Новые правила наследования бизнеса

В России началась реформа наследственного законодательства. Первая часть изменений в Гражданский кодекс касается наследственных фондов, она вступит в силу с 1 сентября 2018 года, вторым этапом станет введение института наследственного договора с 1 июня 2019 года. С этой же даты планируется введение института личных фондов и корректировка уже действующих положений о фондах как о юридических лицах (законопроект № 499538-7 прошел первое чтение в Государственной Думе Российской Федерации). Поскольку каждый из нас – потенциальный наследник и наследодатель, о некоторых вопросах получения наследства или распоряжения имуществом на случай смерти полезно задуматься заранее.

Первая новелла – это предоставление возможности любому из супругов присутствовать при удостоверении завещания другого супруга. Прежде, чтобы присутствовать при удостоверении завещания, супругу завещателя необходимо было выступать в качестве лица, удостоверяющего завещание, переводчика, исполнителя завещания, свидетеля или лица, подписывающего завещание вместо завещателя. Очевидно, эта мера принесет в большей степени психологический эффект, нежели правовой, поскольку эта правовая норма не наделяет супруга завещателя правом требовать доступа к завещателю при удостоверении завещания, все зависит от доброй воли последнего. Кроме того, закон не обязывает завещателя уведомлять супруга об отмене или изменении удостоверенного в его присутствии завещания.

Вторым нововведением затронуты вопросы исполнения завещания. Появилась возможность назначить исполнителем завещания юридическое лицо, наделить исполнителя завещания полномочиями доверительного управляющего, передать права доверительного управления третьему лицу, если это не запрещено завещанием, а кроме того претерпели изменение основания для освобождения исполнителя завещания от его обязанностей.

Заявление о согласии организации быть исполнителем завещания подписывается от ее имени лицом, которое в силу закона вправе действовать от имени такой организации без доверенности.

Положение о признании гражданина давшим согласие быть исполнителем завещания, если тот в течение месяца со дня открытия наследства фактически приступил к исполнению завещания, отменяется. Соответственно, если исполнитель завещания не сделал соответствующую запись в самом завещании и не подал заявление о согласии выполнять свои обязанности в качестве приложения к завещанию, ему следует подать такое заявление не позднее месяца со дня смерти или вступления в силу решения суда об объявлении наследодателя умершим. Аналогичный порядок установлен и для исполнителей завещаний – организаций.

Теперь исполнитель завещания сможет отозвать свое согласие быть исполнителем во внесудебном порядке в любой момент до открытия наследства, направив уведомление завещателю и нотариусу, удостоверившему завещание, а после открытия наследства – направив уведомление нотариусу. Прежде такая возможность законодательством не предусматривалась.

И, наконец, исполнитель после открытия наследства в судебном порядке может быть освобожден от обязанности исполнить завещание по требованию наследников при наличии обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении им обязанностей или об угрозе нарушения охраняемых законом интересов наследников в результате его действий (бездействия). Такой иск может быть заявлен одним, несколькими или всеми наследниками; исполнитель завещания вправе возражать против удовлетворения иска, в том числе, ссылаясь на недобросовестность предъявивших его наследников и представлять соответствующие доказательства.

Более подробную регламентацию получил теперь и порядок организации доверительного управления наследственной массой. Выступивший в качестве учредителя доверительного управления имуществом наследодателя нотариус обязан контролировать управляющего не реже, чем раз в 2 месяца. Доверительным управляющим может быть назначен и предполагаемый наследник, при наличии возражений со стороны других наследников такое назначение может быть сделано в судебном порядке. Доверительный управляющий не вправе исполнять обязательства  наследодателя за счет наследственного имущества, находящегося в его управлении, до момента выдачи свидетельства о праве на наследство.

Третий блок новшеств касается введения института наследственного фонда. Это новый для российского права институт в большей степени ориентирован на владельцев бизнеса, желающих сохранить свое детище и после своей смерти.

Наследственный фонд представляет собой наследующую по завещанию некоммерческую организацию, создаваемую после смерти наследодателя, в управление которой передается все или часть его имущества.

В отличие от зарубежных аналогов наследственный фонд в России не является способом сокрытия имущества от требований кредиторов. Являясь наследником по завещанию, не имеющим возможности отказаться от принятия наследства, наследственный фонд отвечает по обязательствам наследодателя солидарно со всеми остальными его наследниками. Кроме того, российский закон не предполагает соблюдение в отношении имущества фонда принципов нераздельности (предупреждение расщепления объектов наследования) и статичности (сохранение неизменным состояния объектов наследования, в котором они находились  при фиксации прав до смерти наследодателя), известных европейским правопорядкам, их соблюдение возможно только при составлении наследодателем документов фонда именно в соответствии с этими принципами.

Фонд создается на основании открытого нотариально удостоверенного завещания, включающего в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом. Запрета на удостоверение такого завещания в порядке, позволяющем его приравнять к нотариально удостоверенному завещанию, Гражданский кодекс не содержит. Однако сложно представить, что столь объемные и сложные по содержанию документы могут быть составлены непрофессионалами без существенных недостатков. При составлении такого завещания стоит помнить, что устав фонда и условия управления фондом после создания фонда могут быть изменены только по решению суда. Решение суда об изменении устава или условий управления фондом может быть принято по требованию любого органа фонда в случаях:

(1) если управление фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать, или

(2) если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником, о чем не было известно в момент создания наследственного фонда.

Поскольку пока законодатель не урегулировал всех вопросов, которые могут возникнуть при создании, деятельности и ликвидации наследственного фонда, мы постараемся обратить внимание потенциального наследодателя на некоторые проблемы, которые он, предвидя возможность их возникновения, мог бы разрешить сам в своем завещании. Наследодателю при принятии решения о создании наследственного фонда и утверждении его устава и правил управления фондом следует  разрешить следующие вопросы:

Название фонда – оно должно содержать в себе слова «наследственный фонд».

Порядок, размер, способы и сроки образования имущества наследственного фонда – наследодатель может передать в управление фонду свое имущество полностью или выделить конкретную его часть. Минимальная стоимость передаваемого фонду имущества законодательством не устанавливается. Помимо имущества, непосредственно полученного от наследодателя в порядке наследования по завещанию, в имущество фонда входит все приобретенное им в период осуществления своей деятельности, а также доходы от управления имуществом фонда. Другие лица безвозмездно передать имущество наследственному фонду не могут в силу прямого законодательного запрета.

Выделяя в управление фонду имущество, находящееся на территории иностранных государств, или в отношении которого подлежит применению иностранное право, наследодателю необходимо удостовериться, что в соответствующем государстве фонд будет обладать правосубъектностью и сможет осуществлять свои полномочия по управлению переданным ему имуществом. Это тем более актуально, что до настоящего момента наша страна не ратифицировала целый ряд значимых соглашений по вопросам наследования имущества, например, Вашингтонскую Конвенцию 1973 года о единообразном законе о форме международного завещания, Гаагскую Конвенцию 1961 года о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений, Гаагскую конвенцию 1973 года относительно международного управления имуществом умерших лиц, Гаагскую Конвенцию 1985 года о праве, применимом к доверительной собственности, и ее последующем признании и др.

При определении имущества, подлежащего передаче в управление  фонду, наследодателю следует помнить, что его несовершеннолетние или нетрудоспособные дети, нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы, входящие в круг наследников по закону,  наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. Это правило наследодатель может обойти, назначив наследника, имеющего право на обязательную долю, выгодоприобретателем наследственного фонда, то есть указав его в качестве конкретного лица, которому фонд обязан передать часть или все свое имущество. Однако такой наследник может отказаться от прав выгодоприобретателя наследственного фонда и потребовать обязательную долю наследства. В этом случае по иску фонда, других наследников и исполнителя завещания суд может уменьшить размер обязательной доли этого наследника, если стоимость имущества, причитающегося ему в результате наследования, существенно превышает размер средств, необходимых на содержание гражданина с учетом его разумных потребностей и имеющихся у него на дату открытия наследства обязательств перед третьими лицами, а также средней величины расходов и уровня его жизни до смерти наследодателя. Очевидно, таким образом законодатель попытался установить критерии для обеспечения баланса интересов наследодателя, последнюю волю которого нарушает наследник, имеющий право на обязательную долю, и интересов такого наследника. Вместе с тем такой подход к определению причитающейся наследнику доли оставляет достаточно широкую возможность для судебного усмотрения. Например, вряд ли справедливо будет сохранить для 3-летнего на момент смерти наследодателя ребенка наследодателя такой же уровень его содержания и на будущее, когда потребности многократно возрастут, и будь наследодатель жив, он нес бы обязательства по содержанию подрастающего ребенка в значительно большем объеме, чем на момент его смерти.

Срок существования фонда – он может быть создан на определенный срок или бессрочно.

Цель деятельности фонда – важнейший вопрос, позволяющий оценивать добросовестность и эффективность действий органов фонда. Наследодателю следует понимать, что в России отсутствует специальный государственный орган, который осуществлял бы надзор за деятельностью фонда на предмет соблюдения органами фонда его устава и условий управления имуществом.

Структура, порядок формирования и функционирования органов фонда, а также их персональный состав и (или) порядок его определения – наследодателю предстоит решить, будет фонд управляться единоличным или коллегиальным исполнительным органом, а также будут ли в фонде формироваться попечительский совет и высший коллегиальный орган, в состав которого могут входить выгодоприобретатели. Персональный состав органов фонда следует определить, в том числе, путем подназначения конкретных лиц или лиц из определенного списка, таким образом, чтобы органы фонда могли быть сформированы в любом случае не позднее года с момента открытия наследства, иначе фонд уже не будет зарегистрирован.  При определении порядка функционирования фонда наследодатель может предусмотреть необходимость получения согласия высшего коллегиального органа фонда на совершение тех или иных сделок его исполнительным органом и этим поставить исполнительный орган фонда под полный контроль высшего коллегиального органа, в состав которого могут входить выгодоприобретатели. Кроме того, наследодателю рекомендуется определить порядок выплаты и размер вознаграждения лицу, осуществляющему полномочия единоличного исполнительного органа фонда, членам попечительского совета фонда или членам иных органов фонда за исполнение своих обязанностей.

Срок выдачи фонду свидетельства о праве на наследство – он может быть любым, в том числе достаточно коротким, но не должен превышать 6 месяцев со дня смерти наследодателя или вступления в силу решения суда об объявлении его умершим. Преимущество наследственного фонда перед другими наследниками в этой части при передаче ему в управление бизнеса наследодателя очень велико, поскольку фактически наследственный фонд может приступить к управлению переданным ему имуществом сразу после своего создания.

Круг лиц, которым будет передана определенная часть или все имущество фонда, и условия такой передачи – имущество фонда может передаваться выгодоприобретателям или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц. Выгодоприобретателем не может выступать коммерческая организация. Условием передачи имущества фонда наследодатель может назвать наступление любых обстоятельств, в том числе, относительно которых неизвестно, наступят они или нет.

Права выгодоприобретателей наследственного фонда неотчуждаемы и на них не может быть обращено взыскание. Соответственно, наследодателю следует рассмотреть вопрос об определении круга лиц, которые займут место выгодоприобретателей после их отказа от права на получение имущества фонда или смерти (если речь идет о физических лицах) или ликвидации или реорганизации за исключением преобразования (если речь идет об организациях). Отдельно в уставе фонда следует предусмотреть право выгодоприобретателя на возмещение ему соответствующим органом фонда убытков, если они стали следствием нарушения правил управления фондом.

Наследодатель может возложить обязанность по определению лиц, которым будет передана определенная часть или все имущество фонда, на органы фонда в соответствии с условиями управления фондом.

Порядок передачи всего имущества фонда или его части, в том числе доходов от деятельности фонда – условия управления фондом должны содержать указание на вид и размер передаваемого имущества или порядок определения вида и размера имущества, срок или периодичность передачи имущества, а также на обстоятельства, при наступлении которых осуществляется такая передача. Наследодателю следует предусмотреть способы разрешения многих сложных ситуаций, например таких:

  1. каким образом следует осуществлять передачу имущества фонда выгодоприобретателям, если общий размер имущества фонда меньше, чем предполагаемый наследодателем к выдаче?
  2. каким образом следует поступить, если имущество, предполагавшееся к выдаче конкретному выгодоприобретателю, было реализовано органами фонда другому лицу в рамках допустимого усмотрения или погибло?

Условия ликвидации фонда – наследодатель может предусмотреть случаи ликвидации фонда помимо установленных законом случаев.

Порядок распределения имущества фонда после его ликвидации – наследодатель может перераспределить имущество между выгодамоприобретателями несоразмерно (например, в иной пропорции), нежели до этого им передавалось имущество фонда или выбрать иное лицо, которому подлежит передаче имущество фонда.

Помимо перечисленных вопросов наследодателю следует принять меры и на тот случай, если его имущество в принципе не может быть передано наследнику, в том числе наследственному фонду, например, это актуально для доли участия в обществе с ограниченной ответственностью, устав которого не допускает замены участника, а в случае его смерти предоставляет наследнику возможность получить только действительную стоимость его доли. 

Итак, не позднее 3 рабочих дней после смерти наследодателя, завещавшего передать все или часть своего имущества наследственному фонду, нотариус, ведущий наследственное дело, должен подать документы на государственную регистрацию наследственного фонда как юридического лица. В течение этих 3 дней нотариус обязан получить согласие названных завещателем лиц на вхождение в состав органов фонда. Основы законодательства о нотариате отсчитывают срок выполнения нотариусом, ведущим наследственное дело, таких действий с моментом открытия этого наследственного дела, а не с моментом смерти наследодателя, поскольку очевидно, что нотариус не уведомляется о кончине того или иного гражданина автоматически. Несмотря на наличие у нотариуса возможности доступа к сведениям Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, он не обязан отслеживать факт смерти лица, удостоверившего у него завещание о создании наследственного фонда, и выступать инициатором начала производства по наследственному делу. Основанием для начала производства по наследственному делу является получение нотариусом первого документа, свидетельствующего об открытии наследства. Таким образом, необходимо вмешательство некоего лица, заявляющего нотариусу о своих правах на имущество наследодателя.  Соответственно, срок для подачи нотариусом документов для регистрации наследственного фонда было бы разумнее считать с момента открытия наследственного дела, а норма абзаца 4 пункта 2 статьи 123.20-1 Гражданского кодекса работать не будет.  

Однако в жизни может сложиться и такая ситуация, когда обратиться к нотариусу за началом производства по наследственному делу некому. Предположим, умер гражданин, который не имел наследников по закону. Этот гражданин не имел в собственности недвижимого имущества, предметов роскоши и автомобиля, поэтому органы местного самоуправления не проявили особого интереса к его имуществу. Однако умерший был участником некоего общества с ограниченной ответственностью, участие в котором приносило ему значительный доход. При жизни умерший составил завещание об учреждении наследственного фонда, который должен был бы в определенном порядке  передавать часть своего имущества молодым ученым, работающим над разработкой квантовых компьютеров, причем, выявлять таких специалистов должны были бы органы фонда. Каким образом и по чьей инициативе в этом случае должно начинаться производство по наследственному делу, закон не разъясняет. Соответственно, если наследодатель при жизни понимает, что после его смерти обстоятельства могут сложиться сходным образом, ему следует предпринять соответствующие меры. Самым очевидным выходом из такого тупика станет завещание части имущества лицу, которое заинтересовано в его получении, и уведомление этого лица о содержании как минимум этой части завещания. Наследник обратится к нотариусу за свидетельством о праве на наследство и у нотариуса появятся основания для открытия наследственного дела, а значит и регистрации наследственного фонда. 

Один или несколько наследников наследодателя могут быть заинтересованы в том, чтобы наследственный фонд не был создан. На этот случай законодатель предоставил выгодоприобретателями наследственного фонда, душеприказчику или наследникам право оспаривать в суде действия нотариуса, нарушающие распоряжения наследодателя. Если нотариус в срок, указанный наследодателем, не выдал фонду свидетельство о праве на наследство, то фонд также вправе обратиться в суд.

Не вполне понятным остается вопрос о порядке раздела имущества наследодателя, которое должно было быть передано наследственного фонду, если такой фонд создан не был. Если прямого указания о юридической судьбе такого имущества в завещании наследодателя нет, то можно предположить 2 варианта развития событий: первый – имущество должно быть разделено в соответствующих долях между наследниками по закону; или второй вариант – как и в случае ликвидации фонда при отсутствии выгодоприобретателя и распоряжений наследодателя о судьбе оставшегося имущества фонда после его ликвидации, имущество в судебном порядке подлежит передаче в доход Российской Федерации. Неясно, будет ли введен какой-либо особый режим налогообложения доходов, получаемых от наследственных фондов, будут ли применимы в отношении фондов положения антимонопольного законодательства, в том числе в связи с переходом к фондам акций (долей участия) в стратегических предприятиях.

Вероятно, через некоторое время поставленные нами вопросы найдут свое разрешение в законе или судебной практике, а до этого момента обходить все острые углы института наследственного фонда будет вынужден наследодатель.