Досрочная пенсия медицинским работникам

Отдельные категории медицинских работников в России имеют право на досрочную пенсию по старости, однако в ее назначении Пенсионный Фонд России регулярно отказывает. Большинство отказов незаконны, но разобраться, нарушает ли Фонд право на получение пенсии, непросто. Большой объем документов и неясность их формулировок вкупе с представлением о Фонде как об органе государственной власти заставляет многих соглашаться с ним и откладывать получение заслуженной пенсии на удобный Фонду срок. Мы имеем успешный опыт назначения пенсий в судебном порядке и расскажем Вам о некоторых особенностях судебного спора с Пенсионным Фондом и о том, как правильно рассчитать продолжительность стажа для назначения досрочной пенсии.

Общие условия для назначения досрочной пенсии медицинским работникам.

Первое, в чем должен убедиться медицинский работник, претендующий на досрочную пенсию, это в том, что его индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) больше 30. Узнать размер своего ИПК можно непосредственно в Управлении Пенсионного Фонда по месту жительства, заказав Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР на портале Госуслуг или в Личном кабинете гражданина на странице Пенсионного Фонда. ИПК ниже 30 у работников, претендующих на досрочную пенсию, встречается крайне редко.

Второе обстоятельство, имеющее значение для получения досрочной пенсии медицинскому работнику, – продолжительность его лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. Обратите внимание, что в такой стаж (далее – специальный стаж) засчитывается не любая работа в медицинской организации, а только по определенным профессиям, на определенных должностях и не во всех организациях. Список должностей и организаций, работа в которых засчитывается в специальный стаж, менялся с течением времени. Постановление Правительства РФ от 16.06.2014 № 665 устанавливает следующие правила:

- для периодов работы до 01.01.1992 применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к  Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959  № 1397).  Данный перечень включает в себя всех врачей-специалистов и средний медицинский персонал медицинских организаций и подразделений, аптек, организаций социального обслуживания, органов здравоохранения, врачебного контроля и врачебной экспертизы. Не более трети специального стажа могла составлять выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если работник был направлен в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на досрочную пенсию, методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро, педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, время обучения на курсах повышения квалификации по специальности, работа по найму за границей по специальности, работа по специальности в домах отдыха, пионерских лагерях и курортных пансионатах, в управлениях домами отдыха и санаториями, в учреждениях, отделах и инспекциях врачебно-трудовой, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, в органах государственной и ведомственной санитарной инспекции и санитарного просвещения, в органах социального страхования и кооперативного страхования, системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников. Периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР, служба в войсках и органах КГБ СССР, МВД СССР и органах милиции засчитывалась в специальный стаж без ограничений.

- для периодов работы с 01.01.1992 по 31.10.1999 применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464). Данный список сужен по сравнению с предыдущим, он включает в себя уже только врачей и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. В специальный стаж включалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

Следует принять во внимание, что с 01.01.1995 в связи со вступлением в силу части первой Гражданского кодекса понятие «учреждение» перестало быть синонимом понятий «организация» и «предприятие», а стало означать юридическое лицо конкретной организационно-правовой формы. Пенсионный Фонд пользуется этим для того, чтобы исключить из специального стажа периоды работы в организациях, не имевших в своем наименовании слова «учреждение», особенно если работник начал работу в такой организации после 01.01.1995. Если работник был трудоустроен в такую организацию до 01.01.1995, вероятность исключения Пенсионным Фондом периода работы из стажа меньше. В последнем случае аргументом в пользу пенсионера может быть довод о том, что появление нового закона не изменило ни сферы деятельности организации, ни круга трудовых обязанностей работника. Периоды работы в различных обществах и товариществах в специальный стаж включению не подлежит. Этому вопросу мы уделим больше внимания в разделе «Оцениваем перспективы судебного спора и готовимся к разбирательству».

- для периодов работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066). По сравнению с предыдущим этот список включает в себя еще более узкий круг медицинских работников, поскольку содержит закрытый перечень среднего медицинского персонала, а также закрытый перечень медицинских учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, с указанием сферы их деятельности. Вместе с тем, в специальный стаж включаются периоды работы в должностях врачей и среднего медицинского персонала, указанных в этом списке, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

- для периодов работы с 01.01.2002 (а равно и для предыдущих периодов, если это улучшает положение будущего пенсионера) применяется Список  должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781). Помимо должностей, указанных выше, в специальный стаж засчитывается период работы на должности главной медицинской сестры. Кроме того, в число организаций, приравненных к учреждениям, названным в списке, включены лечебно-профилактические структурные подразделения территориальных медицинских объединений, группы медицинского обеспечения, медицинские службы, медицинские группы, военно-медицинские службы, стационары, врачебные здравпункты, фельдшерские здравпункты и фельдшерско-акушерские пункты, медицинские пункты, являющиеся структурными подразделениями организаций (воинских частей).  Зачастую Пенсионный Фонд стремится применять только этот Список. Медицинскому работнику же следует воспользоваться предоставленной статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ возможность и при необходимости настаивать на применении для исчисления специального стажа списка или перечня, действовавшего в период выполнения им соответствующей работы.

Третий фактор, влияющий на назначение досрочной пенсии – получение работником заработной платы и уплата работодателями за работника страховых взносов. Соответственно, в период занятия работником должностей, указанных в списках и перечне в соответствующих организациях, работнику недостаточно было просто числиться в штате. Узнать о периодах, за которые работодатели уплачивали взносы на будущую пенсию работника, можно непосредственно в Управлении Пенсионного Фонда по месту жительства, заказав Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР на портале Госуслуг или в Личном кабинете гражданина на странице Пенсионного Фонда. Следует помнить, что лицевые счета формируются на основании данных, поданных работодателями, они же осуществляют платежи в Фонд за своих работников. Если данные лицевого счета в ПФР не соответствуют действительности, либо если работодатель выплачивал работнику заработную плату, а платежи в Фонд в нарушение действовавшего законодательства не осуществлял, и у работника есть документальное подтверждение выплат в его пользу, последний может обратиться в Пенсионный Фонд или в суд и потребовать внесения необходимых исправлений в данные своего лицевого счета. Ответственность за неуплату страховых взносов и(или) недостоверность отчетности в этом случае будет нести недобросовестный работодатель.

Льготный порядок исчисления специального стажа

По общему правилу стаж работы на должностях, указанных в списках и перечне, учитывается в календарном порядке, то есть каждый год работы засчитывается в специальный стаж как один год. Однако закон предусматривает случаи исчисления стажа с повышающими коэффициентами.

Для периодов работы до 01.01.1992 повышающий коэффициент 1,2 (месяц работы засчитывался в 1,2 месяца специального стажа) был предусмотрен только для работников здравоохранения согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

- для периодов работы с 01.01.1992 по 31.10.1999  работа в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) на должности, предусмотренной Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в специальный стаж с коэффициентом 1,25, то есть за 1 год работы 1 год и 3 месяца стажа. 1 год работы врачей-хирургов всех наименований, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачей - анестезиологов-реаниматоров, среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачей - патологоанатомов и среднего медицинского персонала отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящих патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачей - судебно-медицинских экспертов, среднего медицинского персонала районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящих судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала, подлежит зачету в 1 год и 6 месяцев специального стажа.

Для периодов работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 сохранилось правило об исчислении специального стажа с коэффициентом 1,25 для врачей и среднего медицинского персонала (по должностям, указанным в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения),  работавшего в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). При этом перечень должностей, работа в которых предоставляет право на зачет 1 года работы в 1 год и 6 месяцев специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии, определяется отдельным списком в Приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066.  

Для периодов работы с 01.01.2002 прежний порядок исчисления специального стажа сохранен. Однако введен новый Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение 1 года засчитывается в специальный стаж, как 1 год и 6 месяцев.

Оцениваем перспективы судебного спора и готовимся к разбирательству

Медицинскому работнику, претендующему на назначение досрочной пенсии, помимо обращения в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, рекомендуется самому рассчитать продолжительность своего стажа. Такой расчет можно будет использовать при подготовке искового заявления в случае отказа Фонда в назначении досрочной пенсии. Расчеты необходимо производить на основании записей в трудовой книжке и других документов, подтверждающих осуществление профессиональной деятельности (трудовые договоры и т.п.). Для упрощения расчета продолжительности работы в календарном порядке можно воспользоваться онлайн-калькулятором, достаточно ввести даты приема на работу и увольнения, и система сама рассчитает стаж в годах, месяцах и днях. Периоды работы, включаемые в специальный стаж с коэффициентом 1,25 (1 года за 1 год и 3 месяца), следует рассчитывать путем прибавления к каждому отработанному полному году 3 месяцев, к каждому отработанному полному месяцу – 7,25 дня, число дней, не составивших полный отработанный месяц увеличивается соответственно на ¼. Периоды работы, включаемые в специальный стаж с коэффициентом 1,5 (1 года за 1 год и 6 месяцев), следует рассчитывать путем прибавления к каждому отработанному полному году 6 месяцев, к каждому отработанному полному месяцу – 15 дней, число дней, не составивших полный отработанный месяц, увеличивается соответственно на ½. При подведении расчета при суммировании дней 30 дней следует засчитывать в полный месяц, а при суммировании 12 месяцев их признают за 1 год.

При проведении расчетов помните, что периоды отпусков без сохранения заработной платы, а также периоды отпусков по уходу за ребенком, имевшие место после 06.10.1992 (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005  № 25), в специальный стаж не включаются. При этом периоды временной нетрудоспособности и ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков подлежат включению в специальный стаж (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002  № 516). Кроме того, несмотря на упорные попытки Пенсионного Фонда исключить из специального стажа периоды повышения квалификации, суды придерживаются иной позиции и включают эти периоды в указанный стаж (ответ на вопрос 30 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2006 и 14.06.2006). Так же в специальный стаж подлежит включению и период вынужденного прогула, то есть период времени между незаконным увольнением и моментом вступления в силу решения суда о восстановлении работника на работе.

Особое внимание следует уделить наименованиям организаций, где работал медик. Отсутствие в названии организации слова «учреждение» начиная с 01.01.1995 может стать основанием для исключения Пенсионным Фондом соответствующих периодов работы из специального стажа. Было ли учреждение частным, например, учреждения здравоохранения ОАО «РЖД», государственным или муниципальным значения не имеет. Вероятность отстоять в суде периоды работы в «обществах», «товариществах», на «предприятиях» и в других организациях существует в судах первой и второй инстанций (то есть в районных и областных, краевых, городов федерального значения и им равных), но Фонд такими решениями, как правило, не удовлетворяется и обращается в Верховный Суд. Высшая судебная инстанция либо сама выносит по делу новое решение не в пользу пенсионера, либо направляет дело для повторного рассмотрения с указанием на необходимость исключения спорного периода из специального стажа.

Для всех очевидно, что работа медиком в организациях любых организационно-правовых форм связана с риском утраты работником профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Однако даже Конституционный Суд встал на сторону Пенсионного Фонда и в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан» высказался несколько неудачно, что и повлекло за собой установление такого неравенства между медицинскими работниками, исходя из организационно-правовой формы их работодателя. В дальнейшем этот вопрос заявители несколько сотен раз пытались поставить перед Конституционным Судом, но он неизменно отказывает в принятии дел к рассмотрению (определения от 08.07.2004 №№ 233-О, 234-О и 236-О, от 15.07.2004 №№ 243-О, 277-О, 278-О, 285-О и 286-О, от 28.09.2017 №№ 2088-О и 2090-О и др.). Причиной того, что именно работникам учреждений предоставляется право на досрочное назначение пенсии, по мнению Конституционного Суда, является то, что организация труда именно в учреждениях предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки. В чем специфика условий труда и отличие уровня нагрузок Конституционный Суд не уточняет, хотя совершенно очевидно, что учреждения, как и любые другие организации, обязаны соблюдать установленные законодательством нормы трудового права и правила охраны труда, соответственно, никакие дополнительные обязанности и нагрузка на их работников возлагаться не могут. Тот факт, что учреждения являются некоммерческими организациями, никак не влияет на труд их работников.

Следует также помнить, что, начиная с 01.11.1999, в специальный стаж засчитывается работа только в учреждениях, поименованных в соответствующих списках, которые мы указали выше. Как и в случае с организационно-правовой формой работодателя, медицинский работник с некоторой долей вероятности сможет добиться включения периода работы в учреждении, не указанном в соответствующем списке, в судах первой и апелляционной инстанций, но такое решение не устоит в Верховном Суде, куда Пенсионный Фонд с большой долей вероятности обратится. Аналогичные сложности могут возникнуть и в случае, если учреждение было реорганизовано в общество, товарищество, предприятие и т.п. даже если предприятие сохранило прежний характер профессиональной деятельности, поскольку судами положение части 5 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ применяется ограничено.

Если с учетом всего изложенного медицинский работник полагает, что его специального стажа достаточно для назначения ему досрочной пенсии, ему после подачи заявления в Пенсионный Фонд по месту своего жительства остается дождаться положительного решения. Если же решение, выданное Фондом в письменной форме, будет отрицательным, то его можно обжаловать либо в вышестоящее учреждение Фонда (отделение Фонда по области, городу федерального значения, краю, республике и им равным) либо в районный суд по месту нахождения управления Фонда, вынесенного отказ. Обращение в суд хоть и представляется нашим гражданам весьма затратным и нервным, является более эффективным методом защиты нарушенных прав.

В качестве обоснования своей позиции по периодам работы, исключенным Пенсионным Фондом из специального стажа, медицинский работник может воспользоваться приведенными нами ссылками на документы. Кроме того, при подготовке искового заявления рекомендуется провести поиск судебных актов, ранее вынесенных по делам других работников той же организации, в которых рассматривался вопрос о включении периода работы в специальный стаж. Поиск можно провести в справочных правовых системах Консультант-Плюс, Гарант и Кодекс, на странице системы ГАС «Правосудие» или просо в сети Интернет. 

Срок исковой давности по искам о признании решения Пенсионного Фонда об отказе в назначении пенсии и обязании назначить пенсию составляет 3 года с момента получения такого решения об отказе. Государственная пошлина при подаче такого заявления составит 300 рублей.