Копия, переработка или новое произведение: нужно ли согласие правообладателя?

Великие художники и скульпторы нередко делали авторские копии или реплики со своих произведений. А.К. Саврасов в 1879 году собственноручно написал копию знаменитой картины «Грачи прилетели». Оригинал, написанный в 1871 году и хранящийся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, был повторен художником с небольшими изменениями, которые, впрочем, нисколько не помешают «узнать» картину. Даже неискушенному зрителю невозможно спутать ни с чем другим и весьма схожие между собой скульптурные группы «Три грации» А. Кановы, хранящиеся в Гипсотеке в Поссаньо в Италии, в Аббатстве Вобурн в Великобритании и в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Однако в наше время коллекционеры произведений искусства все чаще стремятся исключить возможность художника или скульптора повторить свое творение или создать на его основе что-то новое. Легендарные методы эпохи Ивана Грозного (ослепить архитектора, чтобы он не смог построить что-то еще более грандиозное, чем Покровский Собор, больше известный как Храм Василия Блаженного) ушли в прошлое. В 21 веке от авторов при отчуждении произведения покупатели все чаще требуют передать им права на использование этого произведения любым не запрещенным законом способом, то есть исключительные права.

Статья 1233 Гражданское кодекса Российской Федерации допускает отчуждение всех или части исключительных прав на произведение его автором другому лицу или лицам либо возможность использования произведения такими лицами в течение некоторого времени в установленных договором с автором пределах.

Соответственно, если исключительные права на копирование произведения были отчуждены или временно переданы автором другому лицу на условиях эксклюзивной лицензии и договор не содержит прямого указания на сохранение за самим автором права на изготовление копий, то автор, изготовивший копию его собственного произведения, может быть привлечён обладателем прав на первоначальное произведение к имущественной ответственности. 

Другой способ использования произведения - это его переработка. В качестве примеров переработки статья 1260 ГК РФ называет перевод, обработку, экранизацию, аранжировку, инсценировку и создание нового, производного произведения на основе первоначального иным сходным с перечисленными методами путем. Соответственно, если автор вместе со своим произведением передал и исключительные права на него, то он утрачивает возможность без согласия нового правообладателя использовать свое уже проданное произведение в качестве основы для создания нового, хотя все права на новое производное произведение будут принадлежать автору и подлежать защите независимо от прав на первоначальное произведение. 

Сложности с практической точки зрения возникают в тот момент, когда автор создаёт новое произведение в том же жанре, на ту же тему, с похожим сюжетом, концепцией, композицией или по иным свойствам и характеристикам сходное с тем произведением, исключительные права на которое он уже передал.  Поскольку ГК РФ признает ничтожными, то есть не порождающими правовые последствия, условия договора об ограничении прав автора создавать результаты интеллектуальной  деятельности определенного рода или в определенной области интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам, то возникает справедливый вопрос: при каких обстоятельствах новое произведение будет признано результатом переработки старого?

Вопрос будет решаться в судебном порядке, исходя из степени схожести первоначального и  нового произведения на основании заключений экспертов в соответствующей сфере творчества. Как стало очевидно по итогам судебного дела №А56-28606/2017, концептуального, композиционного и колористического сходства (не полного повторения) картин, написанных одним художником с разницей в 8 лет, достаточно для признания более поздней картины переработкой первой и привлечения художника к имущественный ответственности. 

В соответствии со статьей 1301 ГК РФ вместо возмещения убытков,  размер которых не всегда удаётся доказать,  с автора, выполнившего копирование или переработку произведения без согласия обладателя исключительных прав, на него можно требовать выплаты компенсации:

1) в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в 2-кратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в 2-кратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Вместе с тем, правообладателям следует помнить, что ГК РФ содержит немалый перечень случаев, когда согласие правообладателя на использование произведения не требуется, например, без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, его цитирование с указанием автора и источника цитирования в научных, учебных, информационных целях, его публичное исполнение без цели извлечения прибыли, пародирование и запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования.

За иллюстрацию к настоящей публикации благодарим нашего друга и партнёра, члена Евразийского художественного союза художницу Евгению Робейн